Песни, народные песни... Сотни лет их поют и не перестают любить.
И даже не столь важно, о чём песня: о гибели "Варяга" или о матери и отце,
о казачьей вольной жизни или о любви. Важно, что в этих песнях заложена
частичка нашей души, нашего сердца. С народными песнями шли в бой наши предки,
с этими песнями гуляли на свадьбах и грустили на похоронах.
Кто же поёт их ныне?
Представьте: тишина нарушается заунывным многолосьем, и появляются друг за другом
люди в старинных русских одеждах.
Они ходят по кругу, притопывая в такт, поют голосами, далёкими от привычных вокальных
канонов - настоящими мужицкими и бабьими голосами. И не в вокальных изысках соль.
А в том, к примеру, что в пост петь было нельзя, а потому на Пасху даже не пели,
а орали во всю мочь голосовых связок. Это русский хоровод - "зимний" его вариант,
пляска компактная, чтобы поместиться в небольшой избе. Своеобразная "музыка ногами".
Люди ходят по кругу, а закончив своё действо, обращаются к залу:
- С песенкой вас!
С чьей-то лёгкой руки утвердилось мнение, что русские народные песни -
это румяные девки в кокошниках, деревянные ложки, трещотки. В общем, сплошная
разухабистая веселуха. Участники "Песельной артели"
предлагают зрителю увидеть в русском фольклоре не весёлый лубок,
а фрагменты повседневной жизни наших не таких уж далёких предков.
В деревнях севера Пермского края очень мало весёлых песен. Впрочем, чему здесь
удивляться: зимы на Урале долгие, вечера длинные, работы много.
А пели в основном именно за работой. На Масленицу катались на лошадях
и пели длинные дорожные песни. Не для других. Для себя.
Многие обряды и ритуалы уходят из нашей жизни, вымирают вместе с их последними
носителями. Оказываясь на свадьбе или похоронах, мы уже плохо представляем,
что надо делать. И в то же время мы, как и наши предки, живём по каким-то общим,
неизменным во времени законам. Несмотря на то, что сейчас другие времена,
другие ритмы и танцы, мы по-прежнему не подаём руку через порог,
здороваемся и прощаемся. Это всё традиции, не поддающиеся рациональному
объяснению. А надо ли их объяснять? В любой деревне на вопрос "почему?"
ответят "так принято". А заумные объяснения, как правило, на совести учёных,
которых хлебом не корми - дай всё объяснить.
Песни Пермского края, которые собирает и исполняет "Песельная артель",
предназначены не для слушания или просмотра. Это способ жизни.
И первоочерёдное значение имеют не сотни раз повторённый текст и не
монотонная мелодия, а эмоции, состояние творчества. А оно возможно
только когда удаётся тот невидимый барьер между артистом и зрителем.
И успех у зрителей в представлении "артельщиков" - это когда половина зала,
а то и больше выходит на сцену, когда происходит непосредственный контакт.
Этого умения общаться нам и не хватает сегодня. Представим себе
ситуацию, когда погасло электричество, погасли экраны телевизоров и мониторы
компьютеров. Людям нечего делать!
Исследовав традиции многих народов Урала, "артельщики" уверены, что все
люди одинаковые. Башкиры, татары, марийцы, коми-пермяки, удмурты -
все одинаково рожают детей, по одним и тем же повода плачут и смеются. В сборнике
календарных праздников народов Юго-Восточной Азии о праздновании нового года китайцами
можно увидеть знакомое: "В ночь девушки народа Хань бегали под угол дома и слушали,
что там скажут....". Меняются атрибуты, но суть народных ритуалов везде одна.
"Гвоздь" выступления "Песельной артели" - фрагмент уральской свадьбы.
Причём жених и невеста - зрители из зала, и все вместе воссоздают один из
древнейших обрядов. Вот уж где и веселье, и озорство, и тонкий расчёт (как не
продешевить невесту) и следование вековым традициям - так принято.
А всё-таки жаль, что всё тоньше и тоньше становится та нить, которая связывает
нас с прошлым. Совсем скоро настоящий фольклор останется только в виде аудио
и видеозаписей, впрочем, и они не вечны. А хранителями народных песен
почему-то будут считаться "Золотое кольцо" и Кадышева....
И даже не столь важно, о чём песня: о гибели "Варяга" или о матери и отце,
о казачьей вольной жизни или о любви. Важно, что в этих песнях заложена
частичка нашей души, нашего сердца. С народными песнями шли в бой наши предки,
с этими песнями гуляли на свадьбах и грустили на похоронах.
Кто же поёт их ныне?
Представьте: тишина нарушается заунывным многолосьем, и появляются друг за другом
люди в старинных русских одеждах.
Они ходят по кругу, притопывая в такт, поют голосами, далёкими от привычных вокальных
канонов - настоящими мужицкими и бабьими голосами. И не в вокальных изысках соль.
А в том, к примеру, что в пост петь было нельзя, а потому на Пасху даже не пели,
а орали во всю мочь голосовых связок. Это русский хоровод - "зимний" его вариант,
пляска компактная, чтобы поместиться в небольшой избе. Своеобразная "музыка ногами".
Люди ходят по кругу, а закончив своё действо, обращаются к залу:
- С песенкой вас!
С чьей-то лёгкой руки утвердилось мнение, что русские народные песни -
это румяные девки в кокошниках, деревянные ложки, трещотки. В общем, сплошная
разухабистая веселуха. Участники "Песельной артели"
предлагают зрителю увидеть в русском фольклоре не весёлый лубок,
а фрагменты повседневной жизни наших не таких уж далёких предков.
В деревнях севера Пермского края очень мало весёлых песен. Впрочем, чему здесь
удивляться: зимы на Урале долгие, вечера длинные, работы много.
А пели в основном именно за работой. На Масленицу катались на лошадях
и пели длинные дорожные песни. Не для других. Для себя.
Многие обряды и ритуалы уходят из нашей жизни, вымирают вместе с их последними
носителями. Оказываясь на свадьбе или похоронах, мы уже плохо представляем,
что надо делать. И в то же время мы, как и наши предки, живём по каким-то общим,
неизменным во времени законам. Несмотря на то, что сейчас другие времена,
другие ритмы и танцы, мы по-прежнему не подаём руку через порог,
здороваемся и прощаемся. Это всё традиции, не поддающиеся рациональному
объяснению. А надо ли их объяснять? В любой деревне на вопрос "почему?"
ответят "так принято". А заумные объяснения, как правило, на совести учёных,
которых хлебом не корми - дай всё объяснить.
Песни Пермского края, которые собирает и исполняет "Песельная артель",
предназначены не для слушания или просмотра. Это способ жизни.
И первоочерёдное значение имеют не сотни раз повторённый текст и не
монотонная мелодия, а эмоции, состояние творчества. А оно возможно
только когда удаётся тот невидимый барьер между артистом и зрителем.
И успех у зрителей в представлении "артельщиков" - это когда половина зала,
а то и больше выходит на сцену, когда происходит непосредственный контакт.
Этого умения общаться нам и не хватает сегодня. Представим себе
ситуацию, когда погасло электричество, погасли экраны телевизоров и мониторы
компьютеров. Людям нечего делать!
Исследовав традиции многих народов Урала, "артельщики" уверены, что все
люди одинаковые. Башкиры, татары, марийцы, коми-пермяки, удмурты -
все одинаково рожают детей, по одним и тем же повода плачут и смеются. В сборнике
календарных праздников народов Юго-Восточной Азии о праздновании нового года китайцами
можно увидеть знакомое: "В ночь девушки народа Хань бегали под угол дома и слушали,
что там скажут....". Меняются атрибуты, но суть народных ритуалов везде одна.
"Гвоздь" выступления "Песельной артели" - фрагмент уральской свадьбы.
Причём жених и невеста - зрители из зала, и все вместе воссоздают один из
древнейших обрядов. Вот уж где и веселье, и озорство, и тонкий расчёт (как не
продешевить невесту) и следование вековым традициям - так принято.
А всё-таки жаль, что всё тоньше и тоньше становится та нить, которая связывает
нас с прошлым. Совсем скоро настоящий фольклор останется только в виде аудио
и видеозаписей, впрочем, и они не вечны. А хранителями народных песен
почему-то будут считаться "Золотое кольцо" и Кадышева....
© Касатик 2011г.
http://kasatik.stihopad.ru
http://kasatik.stihopad.ru